Фон:
Текст:
6490
6

15 декабря 2016 в 14:05
6490
6

Говорите, что не любите такую мазню?

Сегодня стиль этого художника легко узнаваем: это манера трактовать видимые очертания в виде мозаики мазков, кубизированная орнаментация объемной формы. Такую формотворческую идею называют «поэтикой метаморфоз»: каждая деталь выказывает способность одновременно быть и не быть именно в этой форме, способность преодолеть её, преобразоваться.

К сожалению, творческий век «мастера метаморфозы» был короток, а жизнь трагична.

Парадоксальный Врубель

Врубель — художник трёх столиц, что не свойственно другим мастерам. Он учился в Петербурге; первые крупные произведения создал в Киеве (роспись церквей); долгое время работал в Москве.

Где бы ни появился мастер, в нем всегда был ощутим некий «излишек»: слишком смел и одновременно витиеват.

Легкомысленное богемное существование. Чрезвычайно серьезное, ревнивое отношение к ремеслу. Беспечное отношение к судьбе уже готовых произведений… Парадоксальная личность.

Лермонтов был его любимейшим поэтом, а лермонтовский Демон — образ гордого надмирного Духа, отверженного людьми за эгоистическое своеволие — главным поэтическим образом его художественного творчества.Демон сидящий.
Демон сидящий.

Долгое время он был известен лишь узкому кругу заказчиков как талантливый и умелый декоратор. Он оформлял интерьеры московских особняков и не участвовал в выставках. «Широкая публика» о нём не знала.

Врубель достаточно поздно и неожиданно открылся как грандиозный художник. Он странствовал по стилистически отдаленным художественным мирам, где его собеседниками оказывались Пушкин и Лермонтов, Шекспир и Ростан, Гёте и Анатоль Франс, образы русского былинного эпоса и древней мифологии… Его Гамлет и Офелия, Фауст и Маргарита, Демон, Валькирия, Муза, Царевна-Лебедь, Пан притягивали, удивляли, но… оставались непонятыми. Признанный ещё при жизни, он при этом оставался неразгаданным.Царевна-Лебедь.
Царевна-Лебедь.

Забыть, что ты художник, и обрадоваться тому, что ты, прежде всего человек…
Мысль эта была сформулирована Врубелем еще в начале творческого пути. Увы, земных радостей у него было немного. Он знал и нужду, и лишения, и личное горе, и быстрый закат творческой карьеры…

Его популярность началась только в 1890 году (родился в 1856), когда в Москве был написан «Демон сидящий» и созданы иллюстрации к произведениям Лермонтова. Уже в 1902 году он пропишется в психиатрических клиниках до своей смерти (1910), а в 1906-м — ослепнет.

Фатальный Врубель

Врубель как-то сказал: «Я — фаталист». И действительно: печатью фатума были отмечены не только персонажи, сюжеты и темы произведений художника. На протяжении всего жизненного пути его преследовали странные, зловещие совпадения. Так, например, когда Врубель изъявил желание вернуться к тому, что делалось им в Киеве, где он начинался как художник, в том же самом Киеве умер его маленький сын. Трагический факт.

Вообще, несмотря на болезнь, способность к творчеству долго не покидала Врубеля, даже как будто росла, но жизнь с ним уже делалась невыносимой. Демон поверженный.
Демон поверженный.

Молва связывала болезнь художника с «Демоном поверженным». Несмотря на то, что картина уже демонстрировалась в Петербурге на выставке «Мир искусств», Врубель каждый день с раннего утра переделывал её снова и снова. За напряженной работой над этим огромным холстом, за тем измождающим ежедневным переписыванием лица Демона наблюдали очень многие. О том, что в этом вихре вариантов мелькали и исчезали облики необыкновенной красоты, чередуясь с ожесточенными и страшными, потом неоднократно вспоминали. Говорил об этом через восемь лет и Александр Блок в речи над гробом художника.

Поверженный Врубель?

Говорите, что не любите такую мазню?
Пройдите по Третьяковской галереи. Найдите работы Врубеля. Внимательно посмотрите на его героев — бездеятельных, пребывающих в самоуглубленном одиночестве. Какая безошибочная мощь во всём. Не находите? Только не говорите, что вы не любите такую мазню! Под «мазню» не проектируют отдельного выставочного зала в Третьякове! Всё то, что являет собой тот синтез искусств — монументально-декоративного, интимно-камерного, станкового, — к которому стремился великий мастер, всё здесь.


Врубелевский камин.
Врубелевский камин.


Художник, наделенный божественным колористическим даром. Поверженный Демон. Но возвышенный Врубель.

Заходи к нам через соцсеть
и получай больше информации,
лайфхаков и общения!