Фон:
Текст:
7980
8

24 января 2017 в 15:47
7980
8

Самое натёртое место московской подземки


Станция «Площадь Революции». Кто здесь только не был, кто только чего не тёр… Здесь на глубине 34-х метров под землёй живут славные призраки прошлого, застывшие в образах бронзовых скульптур.

Так и манят их колени к себе руки мимо проходящих… Так и просят туфельки советских «золушек»: «Потри меня!». И ведь трут. Да ещё как! До золотого блеска. Сами не зная зачем.

Сигнальщик с флажками
Сигнальщик с флажками

Хотя… Определённые поверья всё-таки существуют. Например, считается, что если ранним утром потрогать флажок в руках у сигнальщика с линкора «Марат», то день будет исключительно удачным.

Такая же примета сложилась в отношении нагана в руках у революционного матроса. Одно только прикосновение к нему сулит всем успех в финансовом и деловом отношении. Следует полагать, что именно по этой причине у одного из матросов постоянно этот самый «талисман удачи» пропадает в неизвестном направлении. А раз так, то все остальные помимо нагана натирают товарищу что-нибудь другое. Чего теряться-то? Вот, кстати, на фото внизу тот самый обворованный матрос. Если приглядеться, то можно легко заметить, что его наган — вмонтированная новоделка. Её и не трут вовсе. Разборчивые! А вот гранату или заднюю часть голени — это пожалуйста. Интересно, принёс ли удачу «свиснутый» и натёртый до блеска наган своему не бронзовому, а живому владельцу?

Революционный матрос с наганом
Революционный матрос с наганом


Об этом мы, конечно, никогда не узнаем. А вот часть культурного наследия в виде похищенного револьвера нам уже и не увидеть, и не потереть… Лафа закончилась.

Матрос, кстати, не единственная жертва в этой суеверной истории. Так, статуя молодого инженера в своё время тоже стала объектом охотников за удачей.

Сегодня кажется будто он вместо того, чтобы что-то писать или чертить, снимает правой рукой волос, прилипший к левому манжету. Лодырь, щёголь и аморальный тип, одним словом. Но ведь этого не могло быть в стране рабочих и строителей коммунизма! Просто некие предприимчивые граждане умыкнули что-то из его хоть и трудовых, но интеллигентных пальцев. Теперь даже сложно сказать, что же в них находилось — циркуль или карандаш… На эту тему идут споры.

Молодой инженер
Молодой инженер



Что бы то ни было, оно приносило удачу в научной деятельности. Именно поэтому до поры до времени этот предмет старательно натирали служители наук.

Нынче же наши люди не отчаиваются и старательно натирают шестерню, которую неунывающий инженер сжимает в левой руке. Её, видимо, вырвать так и не удалось… Крепко держит.

Впрочем, чего тут горевать, правда? Статуй-то 76! На всех хватит… Ну подумаешь бронзовый слой у них истончается… Кому это интересно?

Всем же хочется и удачно дело провернуть, и на свидании успех получить, и сессию наконец-то сдать…

А раз так, готовьте ваши туфельки, бронзовые леди! Их вновь придут полировать влюблённые по пути на романтическую встречу. Ну в самом деле, не книгу же этим барышням натирать…

Студентка с книгой и её золотая туфелька
Студентка с книгой и её золотая туфелька




Да и не пойдут же они гладить отбойный молоток к стахановцу или ласкать стропы парашютистки ДОСААФ. В этом смысле данным скульптурам повезло значительно больше! Не доходит до них рука народная. Стоят целёхонькие без единой «залысины».

Мне кажется, что по статуям, стоящим на «Площади Революции», социологам нужно проводить серьёзное научное исследование. Думается, они почерпнут много интересного. Сами посудите, если большая часть выбирает:

  • приклады винтовок,
  • наганы,
  • гранаты.

Усиленно трёт:

  • различные части ног (колени, голени),
  • обувь (туфли, лапти),
  • всех животных.

Изредка потирает мужские пальцы, женские груди, детские гениталии…

Птичница с курицей и петухом
Птичница с курицей и петухом


При этом полностью отказывается прикасаться к:

  • предметам знаний (книги, глобусы),
  • орудиям труда (отбойный молоток),
  • символам успешного труда (колосья хлеба),
  • творениям технической мысли (чертежи, модели самолётов)…

Чего ждать от таких людей? Куда их вести? К какому будущему?

Что делать, если их ничто не останавливает? Даже поверье, что тереть бронзового петуха — плохая примета! Откройте Википедию, прочтите чёрным по белому: «ни в коем случае нельзя тереть бронзового петуха, а тем более трогать его клюв»… А теперь посмотрите на него внимательно — это ж «золотой петушок»!

Думается, что с приходом года 2017-го петуху придётся совсем не сладко… Хуже него, пожалуй, достаётся только псу пограничника.

Вот ведь у кого собачья жизнь…

Пограничник с собакой
Пограничник с собакой



А всё потому, что студенты, не жалея времени и сил, трут ему морду, так как это является верной приметой успешно сдать экзамен.

В итоге носы и половина морды у всех собак зашёрканы чуть ли не до дыр! А это уже не шутки. Обратите внимание, как в часы пик у каждого собачьего носа выстраивается очередь. Если раньше они просто блестели, то теперь утратили рельеф поверхности и начинают терять форму…

Да, «Площадь Революции» — это самое натёртое место в столичном метрополитене. Сегодня некоторые скульптуры станции находятся под угрозой уничтожения. Они перенесли Великую Отечественную войну, но могут не перенести нашей алчности и бездумия…

Потрёте или пройдёте мимо?

Туфли, ноги, детские гениталии - блестяще!
Туфли, ноги, детские гениталии - блестяще!





Не все знают, что до 1947 года скульптур на станции было больше. Не 76, как сейчас, а 80, но в связи с сооружением гермозатвора перед восточным выходом, четыре из них были сняты. Каждая скульптура повторяется несколько раз. Всего создано 20 различных образов (18 из них повторяются четырежды, а два — дважды).

Все фигуры (кроме фигур пионеров) для того, чтобы уместиться в ограниченный сводчатый объём арочных проходов, изображены либо вставшими на колено, либо согнувшимися, либо сидящими. В связи с этим говорили, что статуи представляют собой образ советского народа, который весь или сидит, или стоит на коленях. За неестественное положение скульптурных образов они подверглись критике, однако скульптуры одобрил сам Сталин, который лично приезжал на открытие станции.

Конечно же, у дискоболки трут грудь, а не диск...
Конечно же, у дискоболки трут грудь, а не диск...


Все образы расставлены в хронологическом порядке от событий октября 1917-го до декабря 1937-го.

В 1941 году скульптуры были эвакуированы в Среднюю Азию откуда были возвращены обратно в 1944-м. Во время эвакуации от них остались лишь разрозненные части — головы, туловища, руки, оружие и другие детали. Но благодаря тому, что каждая скульптура повторялась четырежды, их удалось полностью восстановить.

Что касается самой станции, то революционной она стала не только по названию соответствующей площади, над которой расположена, но и по своей сути. Именно здесь впервые в оформлении был использован синтез архитектуры и скульптуры. Произошло это благодаря архитектору Алексею Николаевичу Душкину, который, можно сказать, был «революционером» в метростроении. Фактически это он создал новое направление в архитектуре — подземная урбанистика.

Принципы, разработанные Душкиным при проектировании станций метро (на его счету: «Кропоткинская», 1935; «Площадь Революции», 1938; «Маяковская», 1938; «Автозаводская», 1943; «Новослободская», 1952), в дальнейшем использовались многими архитекторами. Единство конструкции и декора, тематических изобразительных средств и архитектуры, свет как главное средство создания архитектурного образа — всё это привнёс он. 1 октября этого года исполнится 40 лет с момента его кончины, а его бронзовые дети по-прежнему смотрят на нас и терпеливо сносят все наши глупости…

Игорь Борщевский
Мой дед,по материнской линии принимал участие в строительстве первых станций метро до войны
24 января 2017 в 17:30
1

Антон Ха
Игорь, Это здорово. Особенно, если бы Вы об этом рассказали в одной из заметок.
24 января 2017 в 18:38
1

Игорь Борщевский
Антон, В планах было вообще сделать серию репортажей о метрополитен Москвы-пока руки не дошли
24 января 2017 в 20:22
1

Антон Ха
Игорь, Главное - начать
24 января 2017 в 20:42

Заходи к нам через соцсеть
и получай больше информации,
лайфхаков и общения!